Сегодня у нас многабукаф о реконструкции шотландцев уже не с точки зрения «сэкономить денег и выехать хоть как-то», а уже более серьезно, как нормальные пацаны.
Итак, шотландский горец 1745-46 гг. Что ему нужно на себя надеть?
(картинка для привлечения внимания)
Нижнее белье
Из нижнего белья у
шотландцев обоих полов была аж целая рубашка. У мужчин рубашка была длиной от
«до середины бедра» до «до колена». Трусов под килтом, как известно, нет, под
бриджами и трузами (см. далее) их нет также.
По поводу рубашки я
уже выкладывал инструкцию здесь в блоге, потому подробно останавливаться на ней
не буду. Скажу только, что
для нее желательно использовать лен (тонкота или грубота, а также наличие
манжетов, жабо и прочей фигни зависит от достатка вашего персонажа), ну или шелк на мажоров. Пуговицы
можно из кости, рога, оловянные, набивные с монетками или выпуклыми деревянными
кружочками внутри, да хоть кокосовые, для любителей экзотики. Можно вместо
пуговиц завязки.
Боннет
Боннет, это такой
шотландский берет, который не берет (не вздумайте при серьезных дяденьках от
реконструкции сказать это слово, заплюют). Были они двух основных видов –
сшитые из ткани и вязаные. Шитый из ткани описан в статье про человечище из Квинтфол Хилл, к которому мы не раз еще вернемся.
Но лучше, если боннет
будет вязаный и свалянный. Выглядит он примерно так:
1. Вязаный на спицах, валяный. Найден в Dara Moor в Morayshire. По мнению Дунбара (John Telfer Dunbar) две ленты с каждой стороны завязывались под подбородком.
2. Вязаный на спицах, валяный, зеленый. Найден в болотах Tarvie в Ross-shire. В тулье есть небольшие прорези для крепления кокарды.
3. Сшивной из темно-коричневого сукна. Найден в Barrock в Caithness. В тулье небольшой клиновидный вырез для подгонки по голове владельца, концы зашита внахлест.
Связанный и
свалянный – это значит, что вяжется он огромным, а потом мочится в кипятке,
мнется, теребонькается и всячески подавляется пока не сядет до нужного размера.
Например, на мой 59 размер головы мы связали боннет как будто на голову 75 см, но
лучше было бы немного меньше – ок. 70 см, а то задолбались его сваливать.
Отличительный знак
якобитских сторонников — белый бант на боннете, может быть льняной, шелковый
например, любого вида, лишь бы был похож на бант.
Галстук
Каждый уважающий себя
джентльмен носил галстук. Уважающие себя не-джентльмены тоже его носили,
позволить себе появиться на людях без галстука мог только маргинальный
нищеброд, бомж, и отброс общества, и то не факт. Ну или вуйко з полонини,
который не в курсе, что там у этих, у городских.
Галстук мог
представлять из себя белую (черную) ленту и завязываться различными способами или более сложную
конструкцию, например:
Такого рода галстук застегивался на пряжку (обычно с тремя язычками)
Материал зависел от
достатка конкретного джентльмена (не-джентльмена) — лен, шелк, х/б. Х/б в целом
использовать заманчиво и в принципе можно, но желательно по возможности
воздерживаться от этого. В 18 веке это была дорогая ткань, богачи ситцем
оклеивали будуары вместо обоев, поэтому вот.
Кстати, галстуки такого плана
Кстати, галстуки такого плана
довольно симпатично выглядят и отлично подходят на киношного пирата, а на якобита или любого другого исторического персонажа середины 18 века — нет, потому что это современная хрень.
Килт
Килтов было 2 вида –
так называемые philabeg и feileadh-mor (малый и большой килты)
Большой килт
представляет собой одеяло около 5 ярдов в длину и 50-70 дюймов в ширину (4,5 м
х 1,2-1,5 м в зависимости от роста владельца), в идеале состоящее из двух
полос, сшитых по длинной стороне.
Для определенных
слоев народонаселения килт мог быть единственным элементом одежды (карта
середины 17 века):
Фрагмент карты Шотландии Джона Спида, о которой известно, что она была продана Roger Rea the Elder and Younger, [1662] Очень забавное изображение шотландских горцев можно найти на карте Шотландии, созданной в начале XVII в. знаменитым английским картографом Джоном Спидом. Спид часто добавлял к своим картам рисунки с типичными представителями изображаемого региона. На карте Шотландского королевства таких изображений четыре – мужчина и женщина с равнин и мужчина и женщина с гор. Причём горцы изображены – внезапно – почти голыми. Из одежды на них лишь пледы – как на мужчине, так и на женщине. Особую пикантность рисунку придаёт выглядывающая из складок пледа женщины обнажённая грудь. http://visualoop.com/media/2015/07/The-Kingdom-of-Scotland-1676.jpg
Ширина полотна, из
которого шили килты, была 60-75 см, потому так. На килт могли пришиваться
петельки для шнурка, стягивающего килт складками по талии, могли не
пришиваться, а плед просто фиксировался поясом. Петельки пришиваются на таком
расстоянии от будущего нижнего края килта, чтобы они находились на талии, а
нижний край был немного выше колена.
Большой килт весьма
тепл и удобн зимой, мы ходили в таких в -10 <шутка> и ничего, выжили </шутка>.
Главное, чтоб на вас был надет не только он.
Большой килт — одежда
горных горцев, которым он часто заменял одеяло, малый – более городских парней,
но следующих моде на все народное — плюс в малом удобнее работать. Благородные
доны могли носить большой килт, просто обмотавшись им по диагонали, например.
Фиксировать фалды,
свисающие сзади можно любым удобным (а в случае с благородными господами еще и
эстетичным) способом. Но есть один нюанс. Вот эти вот все великолепные броши с
топазами, серебрами и чертополохами – это все игрушки Викторианской эпохи, то есть в
наше время их еще не изобрели.
В середине и первой половине 18 века эти броши
были, во-первых попроще, типа таких
а во-вторых, их
носили только женщины. Простые мужики завязывали концы пледа шнурком, связывали
их между собой и закалывали всякой фигней (см. далее).
Кстати, в сеть темна
и полна инструкций по заворачиванию в килт из положения лежа. Выглядит это
как-то тупо, но если нет петелек для шнурка, то придется ими пользоваться. У
меня, например, руки пока так и не дошли сделать себе такие петельки.
Конструкция малого
килта на первую половину 18 века отличается от современной и описана в отдельной статье в этом блоге. На наш период
малый килт был не очень распространен, в моду он вошел позже.
Штаны
Килт носили далеко не
все. Кроме него в обиходе были трузы (да, это слово похоже на «трусы», я знаю),
и обычные для 18 века бриджи и чулки. Умные люди поговаривают, что горцы,
носившие килт, могли также носить трузы и бриджи (если на улице -20, а у вас
запланирован выполз в другое село на соседней горе, советую следовать их
примеру).
Трузы из себя
представляют колготки. Если вам так будет легче, то сшивные шоссы, а точнее
раздельные шоссы, пришитые к брэ. Причем шоссы и брэ могли быть из разной
ткани.
Начало 17 века:
Как видим, шотландцы очень любили эту одежду, раз носили ее минимум полтора века
Бриджи можно
посмотреть в статье о человеке из Квинтфол Хилл. Кроме описанных там, они могли
быть со шнуровкой вместо задней пуговицы, с пуговицами или пряжками вместо
завязок под коленями и вообще — ISO тогда еще не придумали.
Чулки
Чулки или хосы (hoses) носили все мужчины, кроме самых
нищих бомжей, которые ходили босиком и вообще могли иметь только плед и все. Да, и под трузы не носили (по понятным причинам). Два вида чулок - сшитые и вязанные.
Сшитые можно посмотреть в той же статье про человека из Квинтфол Хилл. Для обладающего некоторыми навыками в шитье ничего сложного в них нет.
Сшитые можно посмотреть в той же статье про человека из Квинтфол Хилл. Для обладающего некоторыми навыками в шитье ничего сложного в них нет.
Насчет чулок можно посмотреть в статье, где я писал о минимальном бюджетном костюме для новичков.
Жилетка и куртка (waistcoat)
Независимо от того, что
вы носите ниже пояса (в смысле килт, бриджи или трузы), если вы не совсем
нищеброд, вам нужна жилетка или куртка (или и то, и другое). Простая куртка
описана в статье о том же Квинтфоллхилльском человеке, если вы более модный
мэн, можно сделать по тому же принципу вот такой пиджак:
Разница в том, что во
втором случае подол куртки не цельный (а с разрезами, и, соответственно,
пуговицами в углах разрезов), есть клапаны на рукавах и «погоны» для крепления
верхней части большого килта.
Если вы планируете
носить куртку/жилетку под килт, рекомендую сделать ее короче, если под штаны – длиннее.
По краю могла обшиваться косой бейкой.
Рукава могли быть на
пуговицах на обычном манжете, с клапаном, как на зеленом пиджаке выше, с
отворотами или даже с клапанами на отворотах (дайте мне таблеток от жадности, и
побольше). Пишут, что такие комбинированные рукава во Франции назывались
«шотландскими», так как шотландский нобилитет очень их любил.
Жилетка кроится точно
так же, как куртка, с учетом того, что она должна быть чуть меньше (все же ее
надевают под куртку, а не наоборот), ну и без рукавов, соответственно проймы
для рук делаются шире. Делать спину жилетки из другой ткани, кстати, уже
придумали, но если у вас спина из какой-то фигни, то нужно носить куртку, чтоб
никто не увидел ваш позор.
Длина жилетки может
быть меньше длины куртки, такой же или больше (особенно, если жилетка по краю обшита тесьмой). Спина может быть короче. Кроить
жилетку и куртку желательно не по диагонали, а с вертикально-горизонтальным
расположением клеточки, хотя и такие примеры встречаются. Просто не так часто.
Вот кстати интересный способ крепления металлических пуговиц (с ножками):
Пальто (жюстокор или overcoat)
Ничего особенного в шотландских пальто не было, обычные европейские пальто-жюстокоры, их крой можно посмотреть в книге «Waugh...». Ссылку на нее я привел в конце статьи. Для модных пижонов можно выбирать выкройки ближе к 1750 г., более ретроградным консерваторам - ближе к 1700 г. Это же касается и остальных элементов одежды.
Обувь
Дикие горцы бегали босиком,
чем еще в 16 веке повергали всех в шок, один из отрядов наемников за это даже
окрестили «красными пятками» - red shanks. Но мы все современные люди, потому не думаю, что
есть много желающих бегать так, разве что совсем летом. Те, кто не ходили
босиком, носили такие себе броги (Brogues) — сшитые из куска
кожи коровы или оленя (чаще всего с мехом наружу) тапки. Вариант их изготовления я описывал в соответствующей статье. Также носили поршни (Pumps), отличающиеся от
туфель простотой изготовления и тем, что подошва была из того материала, что и
верх (и без каблука).
Кто имел немножечко
денег и хотел выглядеть более-менее прилично, носили туфли. Причем в
большинстве случаев это были туфли на завязках, и только самые богатые и
знаменитые пижоны носили туфли с пряжками. Ну и те, кто смог снять такие с
красномундирника (только тсс). Многие сеньоры — графы, герцоги и прочие бароны
с маркизами на картинах изображены в туфлях с завязками.
Примеры обуви:
Броги:
Передняя часть стянута складочкой, а не состоит из полосочек, как это любят делать почему-то реконструкторы
Поршни:
Туфли:
Аксессуары
У каждого нормального
горского пацана должен быть кошелек (спорран), куда складывать хабар, трубку,
табак, кресало с кремнем и прочие мобильные телефоны на фестивалях. Спорран у
простых клансменов мог быть просто в виде затягивающегося на шнурок кошелька,
как в Средневековье и Ренессансе по всей Европе, иметь одно или несколько
отделений и карманцев:
А у сильных мира сего
мог иметь характерную защелку сверху, как например здесь:
Кстати о трубках. Обычные европейские трубки первой половины 18 века выглядели так
И конечно же, дирк.
Когда после первого якобитского восстания запретили носить оружие, горцы, как и
многие другие униженные и побежденные до и после них (испанцы с их навахами,
янычары с ятаганами и прочие) почухали репу и вооружились ножами длиной в
локоть. то есть они и до этого вооружались ими, но теперь это развлечение стало более массовым. Примеры дирков разной степени архаичности — выбирай не хочу:
Те, которые больше похожи на средневековый баллок, в целом более ранние, те, которые менее похожи - более поздние.
Общие рекомендации
— Тартан как
отличительный признак конкретного клана оформился уже в 19 веке, до этого
особой привязки расцветок к кланам не было, поэтому не стоит пытаться искать
конкретные расцветки нужного клана, просто клетка саржевого диагонального
плетения отлично подходит для пошива шмоток. Использовать в одном комплекте разную
клеточку можно и нужно — например, на картине Дэвида Морье «Битва при
Куллодене» можно видеть, что на шотландцах просто мешанина тартанов. В
отдельных регионах были более доступны определенные красители, так что можно
подбирать клеточку, чтобы совпадала цветовая гамма, но это вовсе не обязательно.
— Не стоит забывать,
что яркие красители тогда были удовольствием не из дешевых, дешевле всего
стоила шерсть натурального цвета овцы и лен натурального цвета льна. Да и
благородные шнобили ярко одеваться могли на бал, а на охоту или войну одевались
в камуфляжные расцветки (из которых потом выросли тартаны с приставкой «hunting»). И да, не
обязательно, чтобы вся одежда была в клеточку, однотонные ткани, всякие елочки,
полосочки тоже имели место быть.
— Даже самые бедные могли
стремиться и стремились выглядеть как можно лучше, брали кредиты, чтобы
купить айфон, но, понятное дело, они не могли себе позволить то, что могли
себе позволить лорды. Весь комплект должен выглядеть гармонично, то есть, если
вы хотите ходить с палашом, то как-то несолидно ходить в пиджаке из суровой
грубой некрашенной шерсти и говноступах.
— Ткань для пледа
(грейт-килта) в большинстве случаев должна быть толстой и теплой, исключение
составляет лишь знать, для которой это был лишь знак патриотичной любви до
рідної неньки Скотляндії. Ткань для остальных элементов одежды выбирается, по
большей части, из тех же соображений, разве что верхняя походная одежда всегда
должна быть теплой по-любому.
— Кожа для
кожаных элементов должна быть растительного дубления (если вы не знаете что
это, узнайте ☺)
— Палаш и пистоли
мог себе позволить только богатый богач или чувак с очень древней родословной,
предки которого были богатыми богачами и могли себе позволить палаш. Простые
колхозники бегали с лохаберскими секирами, какими-то дрючками, дирками и
кремневыми мушкетами производства Франции.
Лохаберские секиры (и английский билль):
Франции нужна была заноза в заднице Англии, потому она часто и густо снабжала шотландцев мушкетами. Дикий нечесаный горец часто мог не иметь обуви, но иметь хороший мушкет (который он, правда, очень быстро мог угробить, все же он нечесаный горец, откуда у него культура обращения с огнестрелом). Наш выбор — французские мушкеты модели 1717 или 1728 г., или трофейная Бурая Бесс (Brown Bess). К мушкету полагается пороховница, например из рога, патронная сумка (французского или английского образца). Также желательно заиметь фляжку для воды.
Лохаберские секиры (и английский билль):
Франции нужна была заноза в заднице Англии, потому она часто и густо снабжала шотландцев мушкетами. Дикий нечесаный горец часто мог не иметь обуви, но иметь хороший мушкет (который он, правда, очень быстро мог угробить, все же он нечесаный горец, откуда у него культура обращения с огнестрелом). Наш выбор — французские мушкеты модели 1717 или 1728 г., или трофейная Бурая Бесс (Brown Bess). К мушкету полагается пороховница, например из рога, патронная сумка (французского или английского образца). Также желательно заиметь фляжку для воды.
— Для хранения барахла в походе настоящему якобиту не помешает сумка. Либо в виде трубы через плечо
Пара описаний, составленных путешественниками-свидетелями (перевод мой):
«В описании Мартина западных островов Шотландии (второе издание, Лондон, 1716 г, стр. 206), мы можем найти следующее описание одежды, которую раньше носили жители островов. Самым характерным элементом одежды жителей островов была leni-croich, от ирландского слова leni (рубашка) и croich (шафран), так как они красили свои рубашки этим растением. На изготовление такой рубашки шло около двадцати четырех элей (мера длины, как и все британские меры, принимает самые разные значения, ок. 45 см — прим. перев.) ткани. Это была верхняя одежда, длина которой была ниже колен, подвязанная поясом посередине. Жители островов одевались так около сотни лет назад.
Теперь они носят камзолы (waistcoat), плащи (coat) и бриджи, как и везде; на голове они носят боннеты из толстой ткани — синие, черные, иногда серые.
Многие носят трузы (trowis), в некоторых случаях пошитые из очень хорошей ткани, как и тканевые чулки; в некоторых случаях эти трузы имеют яркую расцветку, иногда полосатые. В любом случае они плотно облегают ноги, особенно в нижней части, в талии они фиксируются поясом. Спереди на них откидной квадратный клапан. Для посадки трузов используется деревянный брус длиной в локоть, имеющий деления в палец и полпальца, так что для их пошива требуется большее искусство, чем для пошива обычной одежды.
В древности носили обувь из кусков оленьих, коровьих или лошадиных шкур мехом наружу, стягивающиеся спереди и сзади кожаным шнурком. Большинство теперь носит туфли с тонкой подошвой, пошитые на правую и левую ногу, так что туфля на одну ногу не подходит на другую. Модники носят то же, что и на юге Шотландии.
Пледы носят только мужчины, делают их из хорошей шерсти, насколько хорошей ее можно сделать. Ткань имеет множество цветов, и при сортировке цветов требуется целое искусство, чтобы расположить цветные нити в соответствии со сложной системой. Женщины в этом отношении сильно страдают, во-первых, при составлении точного узора будущего пледа на куске доски, считая каждую нить каждой полоски. Длина пледа обычно составляет семь двойных элей (для шотландских и английских мер — ок. 94 см — прим.перев.); с одной стороны плед свисает с левой руки, второй стороной он оборачивается вокруг туловища владельца и тоже свисает с левой руки; правая рука остается свободной. Жители разных островах стремятся перещеголять друг друга расцветкой, узором и шириной пледов. В отличие от жителей основного шотландского Нагорья они способны с первого взгляда определить, из какой местности прибыл человек по его пледу. Когда они путешествуют пешком, плед крепится на груди костяной или деревянной шпилькой (как у древних германских племен, согласно описаниям Тацита). К туловищу плед крепится при помощи пояса, от пояса до колен он свисает симпатичными складками. Носить такую одежду при передвижении пешком намного удобнее, чем бриджи или трузы.
Женская одежда, которую носили в старину и продолжают носить в настоящее время в простонародье, называется арисад (arisad). Он представляет собой светлый плед с небольшим количеством черных, синих и красных полос вдоль края. Длина его была от затылка до пят, в зависимости от достатка он фиксировался на груди серебряной или бронзовой застежкой. Я видел старинные застежки такого рода, стоившие сотни марок, шириной с обычную оловянную тарелку, покрытые причудливой резьбой с изображением животных и прочего. Были также застежки меньшего размера, которые носили в центре большой, весом около двух унций. В центре находился большой кусок горного хрусталя или другого полудрагоценного камня, обрамленный несколькими другими камнями меньшего размера.
Плед, обернутый вокруг владелицы, фиксировался ремнем под грудью; пояс был кожаным, в него могли быть вставлены серебряные фрагменты, составляющие с кожаными подобие цепи. В нижней части пояса имелась плоская накладка около восьми дюймов длиной и три дюйма шириной, с причудливой гравировкой; конец накладки был отделан полудрагоценными камнями или кусочками красного коралла. Они носили рукава из красной ткани, соединенные концами наподобие мужской жилетки, отделанные золотой тесьмой, с плоскими пуговицами, украшенными камнями.
На голове они носили тонкий льняной платок, углы которого свисали на спину; широкие локоны свисали по бокам лица на грудь, нижние концы локонов были завязаны лентами.»
«Приводим описание горского костюма, составленное капитаном Бертом, английским офицером инженерных войск, служившим под началом маршала Уэйда на строительстве дорог военного назначения в Хайленде с 1726 года. Выдержка из его прекрасной работы «Letters from a Gentleman in the North of Scotland» (Письма джентльмена с севера Шотландии) (2-я редакция, Лондон, 1759 год), к которой в своей работе часто обращался сэр Вальтер Скотт:
Костюм горцев состоит из вязанного боннета без козырька, короткой куртки, жилетки, которая длиннее куртки на пять или шесть дюймов, коротких чулок и брогов или поршней без каблука. Кстати, они прорезали отверстия в брогах уже в процессе изготовления, чтобы дать воде вытекать изнутри в течение длительных путешествий при пересечении рек; так они предотвращали натирание ног.
Джентльмены и некоторое количество простых людей носили трузы (trowze), которые выглядят как бриджи и чулки, сшитые между собой и изготовленные из одной ткани. Поверх них они носили плед длиной около трех ярдов и шириной в два полотнища, этот элемент одежды шился из клетчатого тартана или пледовой ткани. Все это, включая меч и пистоль, они называют полным комплектом одежды, и на хорошо сложенном человеке это выглядит вполне сносно. Но это вы могли видеть и в Лондоне, это их парадно-выходной костюм на случай поездки в Лоуленд или к соседям, да и в целом для путешествий верхом. Но для тех, кто путешествует пешком и у кого нет помощников, чтобы переносить их через реки и ручьи, преобразуют это в килт (quelt). О нем я расскажу дальше.
Одежда простых шотландских горцев выглядит непривычно для глаз. Они носят небольшие пледы, не такие большие как описанные выше, складывая его в складки и драпируя вокруг талии, делая некое подобие короткой юбки длиной до середины бедра, остальную часть пледа они перебрасывают через плечо и крепят у шеи вилкой или неким подобием шпильки или заостренного стержня, становясь внешне похожими на людей, которых вы могли встречать в Лондоне, когда те набрасывают верхнюю часть своих накидок, чтобы укрыться от дождя. При этом у них практически нет никакой другой одежды, часто они ходят босиком. Некоторые из них, правда, носят некие поршни из сыромятной коровьей шкуры мехом наружу, плохо сшитые, а нога в них выглядит как лапа курицы или голубя. Такие поршни называют «quaxiants», и они не только отвратительны на вид, но и имеют крайне неприятный запах для всех окружающих. Чулок закрывает ногу не выше икр, выше чулка и до середины бедра открывается голая нога, которая от непогоды приобретает загорелый и пятнистый вид. — (том II, стр 183.)
Тот же автор об оружии горцев:
«Если горец полностью вооружен, он несет тарч, кремневое ружье, тяжелый палаш, железный пистоль и дирк. Помимо этого, некоторые из них несут специальный нож, который они называют «скин оклз» (skeenochles), его название связано с тем, что его носят в рукаве возле подмышки. — (стр. 222.)
Клинок (дирка) имеет прямую форму, длина его обычно около фута, обух клинка имеет толщину около дюйма (какая-то хрень, возможно я не так понял слова автора — прим. перев.), острие заточено как у рапиры, а рукоять похожа на рукоять серпа. Они делают вид, что жить не могут без своего оружия, так как используют его везде, где только можно — для строгания дерева и во многих других ситуациях. Однако в целом это скрытое, очень опасное оружие, которое прячется под пледом, всегда готовое к нападению, и в бою на короткой дистанции от него нет защиты.» — (стр. 174.)
«Настоящие сведения
о полном обмундировании горского вождя и указания по драпировке пледа сообщил Шарлю
Гранту, виконту де Во и пр. и пр., который напечатал их в своих «Мемуарах дома
Грантов», некий джентльмен из Хайленда» 1796 г. (стр. 6-7):---
«1. Боннет.
2. Куртка
из тартановой ткани, жилет и
перевязь с оружием.
3. Плед (большой
килт) из тартана.
4. Пара чулков, шитых
[из ткани].
5. Пара носков, с
желтыми гамашами.
6. Две пары
брогов.
7. Пояс и кошелек
(с серебряной фурнитурой).
8. Щит-тарч с шипом.
9. Палаш.
10. Пара пистолей
и пулелейка.
11. Дирк, нож, вилка
и пояс.
СПОСОБ ДРАПИРОВКИ ПЛЕДА — в пришитые петли пропускается широкий пояс, джентльмен стоит в одной рубашке. Слуга оборачивает пояс вокруг джентльмена и
держит концы пояса, пока джентльмен надлежащим образом расправляет складки и формирует
две складки или два прямых участка спереди, накладывая их друг на друга. После этого он затягивает пояс до нужной степени. Затем поверх свободно надевается пояс с кошельком. Потом джентльмен надевает жилет или куртку,
а задняя свисающая часть пледа, к которой прикреплена петля, прикалывается к правому
плечу непосредственно под «погоном» таким образом, чтобы угол или свисающая часть
пледа доходила до нижнего края килта или до колена, но не ниже. После
того, как плед задрапирован, свисающий угол или край возле левого колена пропускается
под ремень, на котором находится
кошелек, и свисает, a задняя часть прижимается на уровне пояса, а вся объемная часть
пледа находится слева сзади, прижатая поясом с кошельком. Когда надевается перевязь с мечом, свисающая
часть пледа пропускается через перевязь и висит поверх нее.»
Книга с выкройками (На фейсбуке)
Книга с пряжками (тоже)
Несколько полезных ссылок (на английском)
http://www.reconstructinghistory.com/scottish/index.html
http://albanach.org/kilt.html
http://www.historichighlanders.com/attire.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий