Перевод с английского языка – Павел Шкулипа
ОДЕЖДА, НАЙДЕННАЯ НА СКЕЛЕТЕ, ОБНАРУЖЕННОМ В КУИНТФОЛЛ-ХИЛЛ, ПОМЕСТЬЕ БАРРОК, ОКРЕСТНОСТИ УИКА. АВТОР – СТЮАРТ ОРР, F.S.A. SCOT.
В июне 1920 года в Барроке, около Уика, в торфяном болоте был обнаружен скелет мужчины, одетого в полный комплект одежды, лежащий на глубине трех футов от поверхности с вытянутыми вдоль тела руками лицом в землю. Тело было завернуто в одеяло или плед. Плед не был сложен складками, а головной убор и обувь были обнаружены над коленями. У человека были длинные волосы рыжеватого цвета. Очевидно, мужчина погиб насильственной смертью, так как на черепе был обнаружен след от удара тяжелым предметом.
Одежда, сохранившаяся в прекрасном состоянии, состояла из: круглого плоского головного убора (боннета); верхней куртки или пальто (рис. 1, № 1), сильно приталенного и с длинным подолом; нижней куртки (рис. 1, № 2) аналогичного покроя и материала; верхней пары бридж (рис. 1, № 3), очень просторного кроя; внутренней пары бридж (рис. 1, № 4), аналогичного покроя и материала; пары хосс или чулок, сшитых из материала, аналогичного остальным предметам одежды; пары легких кожаных туфель с низким каблуком, сохранившихся фрагментарно; пледа или одеяла; и отдельного фигурного куска ткани.
Рубашка и нижнее белье в общепринятом значении этого понятия отсутствовали. Одежда изготовлена из прочной ткани коричневатого цвета, домотканой и, очевидно, изначально вся представляла собой верхнюю одежду. В единственном кармане из всего костюма был обнаружен кожаный кошелек, в котором находились девятнадцать бобби (полпенни) или шотландских шестипенсовиков. Хотя несколько монет идентифицировать не удалось, они были явно изготовлены во время правления Чарльза II, кроме одной, отчеканенной при Уильяме и Марии, дата чеканки которой была стерта. Последняя монета дает намек на время смерти мужчины, так как последний шестипенсовик при Уильяме и Марии был отчеканен в 1694 году. Кошелек при контакте с воздухом рассыпался на кусочки.
Хотя монеты указывают на датировку предметов одежды во времена правления Уильяма и Марии, костюм может соответствовать моде несколько более раннего периода. Кроме того, не стоит забывать о том, что носитель, вероятно, умер насильственной смертью, и не получил надлежащего погребения. Даже в семнадцатом веке это, хоть и случалось чаще, чем сейчас, не было обычным явлением; следовательно, имеется вероятность того, что мужчина мог не быть типичным представителем данного региона и периода. Мы считаем, что, к примеру, отсутствие нижней рубашки на мужчине не может являться обоснованием того, что нижнее белье не было распространено во времена гибели данного человека.
Рис. 1. Одежда, найденная на скелете из Баррок
В начале правления Уильяма и Марии были смутные времена, и многие перемещались в составе вооруженных отрядов или в качестве беженцев, и большинство из них, вероятно, погибли вне дома.
Вне зависимости от того, является ли костюм данного человека типичным для представителя графства Кейтнесс в 1690х годах, он, тем не менее, не имеет значительных отличий от известного нам костюма более южных регионов того времени.
Было выдвинуто предположение о том, что данный костюм является военной униформой, и очень весомым аргументом в поддержку данной версии является то, что одежда выкроена и сшита очень аккуратно и умело, хоть и из очень простого материала, а также то, что мельчайшие детали, вроде маленьких треугольных клиньев в подоле куртки, были тщательно обработаны. Однако, несмотря на очевидное стремление создать одежду, соответствующую установленному образцу, нельзя с уверенностью сказать, что данная одежда представляет собой военную униформу. Если не учитывать наличие оружия и аксессуаров, покрой одежды военного и гражданского образца того времени мало чем отличался. Воротник-стойка, к примеру, представлял собой отличительную черту многих дублетов, относящихся к более раннему времени.
В любом случае данная находка представляет собой огромный интерес в Шотландии, так как, в то время как сохранилось определенное количество элементов одежды прошлых столетий, они, в своем большинстве, являются одеждой знатных особ, и часто предназначались для официальных мероприятий. Зачастую они представляют собой отдельные элементы одежды, а не костюм целиком. Портреты и графические источники также чаще изображают известных людей, часто одетых не в те одежды, которые они носили в повседневной жизни.
Рис. 2. Эскиз внешнего вида костюма, боннета и чулок на владельце.
Здесь же мы имеем целый костюм – от головного убора до обуви – человека, который был одет, определенно, не самым роскошным образом. Его костюм изготовлен из грубой материи, сильно поношен и залатан. Предположительно, это был человек из крестьянского сословия.
Рисунок (рис. 2, № 1) показывает, как выглядела одежда на владельце. Костюм откровенно типичен для последней четверти семнадцатого столетия перед тем, как широкое распространение получили узкие облегающие бриджи и длинные открытые камзолы с глубокими карманами, характерные для восемнадцатого века.
На сегодняшний день вся одежда имеет бурый цвет, но боннет и верхние, более плотные бриджи, а также полоса по краю пледа и один из концов фигурного куска ткани имеют определенно более темный оттенок. Эти более темные детали изначально могли быть черными, серыми или синими. В то же время мы знаем, что коричневый цвет, получаемый при помощи красителя из охролехии, был и остается широко распространенным и простым в получении цветом. Было бы интересно узнать, до какой степени продолжительный контакт с торфом изменил первоначальный цвет ткани. На тесьме на колене бриджей довольно отчетливо можно различить красно-зеленый узор.
Предполагается, что костюм принадлежал хорошо сложенному мужчине, ростом от 5 футов 5 дюймов (167 см) до 5 футов 6 дюймов (182 см). Боннет сшит из ткани (не связан) и имеет форму и покрой, сходный с боннетами, которые носили военнослужащие шотландских полков более поздних периодов. Верхняя деталь имеет круглую форму; нижняя, кольцевая деталь, к которой она пришита по краю, для экономии материала составлена из трех искусно сшитых между собой деталей. Кромка отверстия для головы вывернута изнанкой наружу и подрублена. Сзади расположен разрез, стороны которого значительно перекрывают друг друга и прошиты грубым швом для фиксации в нужном положении. Прошитый таким образом головной убор может быть впору только ребенку, но никак не нормальному человеку с телосложением, как у владельца данного костюма.
В прошитом состоянии размер головы, на которую подошел бы головной убор, составляет всего 21 дюйм (525 мм).
Обычно функция разреза в задней части боннета заключалась в возможности регулировки под требуемый размер головы владельца. Регулировка производилась при помощи ленты, прикрепленной к обоим углам. Эти ленты вытягивались для достижения нужного размера и завязывались, как показано на рисунке (рис. 2, № 2). Следы ленты на боннете отсутствуют. Ленты, свисающие сзади с боннетов Гленгарри и Балморал сегодня, представляющие собой декоративный элемент, восходят к этой ленте для регулировки размера. В большинстве случаев они просто сшиты меду собой в районе разреза и не имеют никакой претензии на наличие узла, их значение утеряно. Во время войны наблюдалось в некотором роде возвращение лент-завязок, но иногда их все-таки сшивали между собой. Подобный элемент мы можем наблюдать (в атрофированной форме) в виде кожаной полосы внутри современных шляп. Маленький шнурок, который расположен по всей длине кожаной полосы и связан в задней части, предназначался для регулировки шляпы по размеру головы.
Верхняя куртка тесно облегает тело до талии, имеет ворот-стойку высотой 2 дюйма (50 мм). Полы очень широкие — настолько, что ширина полы в детали спины превышает ширину ткани. Для достижения требуемой ширины ниже талии сзади вставлена отдельная деталь, выкроенная таким образом, что угол между нитями основы спинки и этой детали составляет 90 градусов.
Кроме того, в нижнюю часть боковых швов вставлены небольшие треугольные клинья. Длина нижнего края пол достигает 2 ярдов (ок. 1,8 м), в то время как талия составляет около 32 дюймов (81 см). В обеих куртках край пол сильно потрепан и потерт, какие-либо следы подрубки и подшивки отсутствуют. Боковые швы в обеих куртках расположены по центру проймы рукава, как в современных жилетах. Рукава верхней куртки достаточно широкие, сужаются до плотной посадки к манжетам, в которых имеется разрез длиной 5 дюймов (125 мм) с тремя пуговицами и прорезными петлями.
Нижняя куртка сохранилась хуже, чем верхняя, но имеет аналогичный покрой и сшита из аналогичного материала. Несмотря на то, что в этой куртке спина выкроена одной деталью, и, следовательно, полы, хоть и имеют большую длину, но, вероятно, не такие широкие, обе куртки очень похожи. В первой куртке двенадцать пуговиц, расположенных вдоль полки длиной 16 дюймов, причем верхняя пуговица расположена посередине высоты ворота. Во второй, внутренней куртке отсутствуют все пуговицы, но имеется двенадцать прорезных петель, и еще три или четыре верхние петли оторваны.
Эти пятнадцать или шестнадцать пуговиц вдоль полки длиной 20 дюймов (50 см). Рукава второй куртки имеют 6-дюймовые разрезы на запястьях и четыре пуговицы и петли. Пуговицы имеют шарообразную форму, изготовлены из обрезков ткани и нитей, обернутых небольшим кусочком ткани. Это был простой и широко распространенный способ изготовления пуговиц до начала их массового производства. Вся ткань имеет одинаковое переплетение нитей. На самом деле вся одежда изготовлена полностью из шерсти, в том смысле, который сегодня редко используется при пошиве одежды, а именно все швы сделаны шерстяной нитью, похожей на нить, из которой выткана ткань костюма. Небольшой клубок такой пряжи обнаружен в кармане бриджей.
Две пары бриджей одинаковы. Верхняя пара и боннет сшиты из материала, слегка отличающегося от материала остальных элементов одежды. Он имеет более темный оттенок, более рыхлую структуру ткани и соткан из более толстой нити. Это в некоторой степени может объяснить такую значительную усадку, которую испытал боннет. Бриджи не имеют признаков усадки до такой же степени. Так же, как и куртки, бриджи имеют значительную разницу в обхвате талии и бедер. Как показано на схеме кроя, они имеют внушительный размер в обхвате бедер и довольно скромный обхват талии. В верхней паре бриджей задняя деталь выкроена на всю ширину ткани, и доходит до середины передней части штанины, так что боковой шов полностью отсутствует. Следовательно, передние детали бридж доходят только от середины бедра спереди до внутреннего шва. Это пример довольно экономного использования ткани; и, так как этот элемент костюма имеет свободный крой и ложится множеством складок, шов не так заметен, как в узких обтягивающих бриджах. Ткань собирается на поясную деталь длиной 32 дюйма (80 см), шириной 1 ½ дюйма (3,2 см), с разрезами спереди и сзади, передний разрез имеет глубину 8 дюймов (20 см), а задний – 9 дюймов (22 см). Пояс застегивается на каждом разрезе на большую тряпичную пуговицу и петлю. В районе колен имеются разрезы и подворот шириной ¾ дюйма (18 мм), аналогичный подвороту на боннете. К каждому углу разреза прикреплена лента, позволяющая завязать бриджи на колене. Эта лента, в настоящее время имеющая бурый цвет, все еще сохраняет следы красно-зеленого рисунка в текстуре ткани.
Справа от правого края переднего разреза имеется единственный во всем костюме карман, открывающийся внутрь ниже пояса. Он достигает в ширину 5 ½ дюймов в глубину и 3 ½ дюйма в ширину (13,8 х 8,8 см), внутри него находился клубок шерстяных ниток и деньги владельца костюма. Создается такое впечатление, что карман был добавлен менее искусной рукой, чем у того, кто пошил костюм. На второй (внутренней) паре бридж имеются следы похожего кармана, расположенного в том же месте, но сохранились лишь очертания в виде стежков.
На внешней паре бриджей имеется множество внутренних заплаток, в некоторых местах заплатки создают впечатление подкладки и той же ткани. Их так много, что сначала это нам показалось развитой системой карманов.
Нижняя пара бриджей немного отличается от верхней. Они отличаются наличием только одного разреза в поясе глубиной 5 ½ дюймов, который расположен спереди и застегивается на одну пуговицу; отсутствуют разрезы в районе колен, вокруг которых бриджи прилегают довольно плотно. Также они имеют гораздо меньший обхват в бедрах, и выкроены (в отличие от первой, верхней пары), как показано на схеме кроя (рис. 3), с боковым швом, так же, как и современные брюки. Несмотря на отсутствие застежек внизу, они должны ложиться в районе колен так же плотно, как бриджи для верховой езды. Эта пара бриджей сшита из той же ткани, что и две куртки и чулки.
Рисунок 3. Выкройки одежды, найденной на скелете
Чулки, вероятно, натягивались на колени поверх бриджей, как было тогда модно. На человеке отсутствует нижнее белье в нашем понимании слова. Человек носил два комплекта обычной верхней одежды, один поверх другого. Нижний костюм несколько более изношен и потрепан, чем верхний; впрочем, учитывая положение, в котором они были найдены, и отсутствие пуговиц на нижней куртке, невозможно определить, какой из них какой. Владелец, должно быть, нуждался в теплой одежде. В условиях отсутствия более подробной информации, кажется вероятным, что человек был так одет, потому что его на это подвигли особые обстоятельства. Или это была зима, и он много времени проводил на морозе, или он был беженцем и спал по ночам под открытым небом.
Вся одежда хорошо скроена и сшита. На всех элементах полностью отсутствует подкладка — на боннете, куртках и бриджах — и все внутренние швы аккуратно обработаны.
Чулки (хоссы) (рис. 2, поз. 3) представляют собой особо интересный объект. Они не вязанные, а скроены и сшиты из ткани (рис. 3).
Они хорошо сохранились, если не считать отсутствующих подошв, хотя частично сохранился шов, которым подошва была пришита к другим частям чулок. Перед изобретением вязания и долгое время после этого, все чулки изготавливались именно таким образом. Для того чтобы чулок лежал аккуратно на ноге и тянулся на голени и лодыжке, ткань кроится по диагонали к нити основы. Поэтому клетка на чулках располагается по диагонали. Изначально они кроились из ткани, и для того, чтобы они выполняли свою задачу, их необходимо было кроить по диагонали, несмотря на то, что при таком раскрое требовалось намного больше ткани. Хоссы горских шотландских полков кроились из ткани даже в девятнадцатом столетии. Несмотря на то, что сегодня тартановые хоссы делают вязанными, клетка на них остается диагональной, как это было необходимо изначально.
Одеяло или плед не требуют особого внимания. Оно представляет собой сшитые вместе две узкие полосы ткани с общим размером около 8 футов 6 дюймов х 5 футов (около 2,6 х 1,5 м). Каждая из деталей имеет более темную окантовку на расстоянии 1 1/2 дюйма от края, аналогично темной полосе по краю на современных одеялах. С одного края плед сильно потрепан, значительная часть ткани отсутствует.
Из того же материала, что и плед, с той же вышеупомянутой полосой, расположенной вдоль узкого края, состоит и «фигурный кусок ткани» (рис. 3), положение которого на владельце и назначение мы определить не смогли. Исходя из его формы можно предположить, что узкий конец был перекинут через плечо назад, широкая передняя часть заходила подмышку вдоль бока, а круглое отверстие находилось прямо перед подмышкой. Этот кусок ткани имеет очень темное пятно, похожее на жирное или кровавое, которое повторяется на нижней куртке, на левой ее стороне, где расположены петли, Если кусок ткани поместить сверху на куртку вышеописанным способом, пятна совпадают между собой.
Сторона, на которую подшит этот кусок ткани, а также взаимное расположение пятен дают некоторые основания предполагать, что он был расположен с левой стороны на владельце. Если перевернуть кусок подрубленными швами внутрь, кусок лежал бы на владельце в правую сторону — так, если поместить узкий конец через плечо, он свисал бы спереди. В любом случае, его форма предполагает возможность того, что это была вместительная сумка или мешок. Какой бы стороной ни была развернута такая сумка, круглое отверстие, которое также подрублено по краю, расположено очень удобно для использования в качестве кармана или отделения для ношения оружия.
Область подмышки в Шотландии, да и не только, была излюбленным местом ношения ножа или пистоля, позволяя немедленно достать оружие. Термин «подмышечный нож», или на гэльском «sgian achlaise» (скин оклз) связан именно с этим обычаем.
Также возможно, что данный кусок ткани, вырезанный из того же материала, что и плед, когда-то представлял с ним одно целое. Об этом в некоторой степени может свидетельствовать отсутствующая часть пледа. Я склоняюсь к мысли, что круглое отверстие было предназначено для ношения ножа.
Выкройки приведены в масштабе, а указанные размеры соответствуют размерам элементов одежды. Две куртки и две пары бриджей практически не отличаются между собой по размеру, так что выкройка может служить представлением о размерах обоих курток и обоих пар бриджей.
Хочу выразить благодарность моему другу мистеру Джеймсу Гилкрайсту за помощь в исследовании одежды, а также в создании выкроек курток и бриджей
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий